Введение, или краткий обзор — различия между версиями
Korvin (обсуждение | вклад) м (→Более сложный пример) |
Korvin (обсуждение | вклад) м (→Расширение классов) |
||
Строка 146: | Строка 146: | ||
</source> | </source> | ||
− | |||
− | Таким образом, к классу <tt>int</tt>, объявленному в стандартной библиотеке, добавляется метод <tt>times()</tt>, вызывающий связанный блок количество раз, равное текущему числу (не забываем: мы добавляем метод в класс <tt>int</tt>, который отвечает за хранение числа). | + | ;5: Оператор <tt>'''extend'''</tt> расширяет функционал класса — в данном случае класса <tt>[[Стандартные типы данных#Целые числа|int]]</tt>. Его использование аналогично объявлению класса, но объявленные внутри поля, методы и операторы будут добавлены к уже существующему классу. |
+ | |||
+ | : Таким образом, к классу <tt>int</tt>, объявленному в стандартной библиотеке, добавляется метод <tt>times()</tt>, вызывающий связанный блок количество раз, равное текущему числу (не забываем: мы добавляем метод в класс <tt>int</tt>, который отвечает за хранение числа). | ||
+ | |||
+ | ;16: После такого объявления, в функции <tt>main()</tt> мы используем уже метод times класса int: конструкция <tt>3.times()</tt> означает создание объекта 3 класса <tt>int</tt> и вызов у этого объекта метода <tt>times()</tt>. | ||
− | |||
'''Примечание''': Расширение будет работать во всем модуле, а так же во всех модулях, которые импортируют данный модуль. | '''Примечание''': Расширение будет работать во всем модуле, а так же во всех модулях, которые импортируют данный модуль. |
Версия 12:37, 7 сентября 2007
Содержание |
(Введение...)
Здравствуй, мир!
Классический пример программы, выводящей строку "Hello, world!" на экран, на языке K++ выглядит следующим образом:
<source lang="kpp" line="1"> package hello_world;
import std; external console_stream STDOUT;
export function void main() {
STDOUT.print("Hello, world!\n");
} </source>
- 1
- Как уже отмечалось ранее, в K++ любая программа или библиотека является модулем. Ключевое слово package используется для объявления имени модуля, в который должна быть скомпилирована программа.
- 3
- Стандартные типы данных, такие как строки, целые числа, а также класс console_stream, объявлены в модуле std. Для того чтобы объяснить компилятору, что мы хотим использовать этот модуль, необходимо его импортировать. Это делается с помощью ключевого слова import.
- 4
- Здесь мы объявляем глобальную переменную STDOUT, имеющую тип console_stream. Ключевое слово external помечает переменную как внешнюю — т.е. создаваемую пользователем.
- 6-9
- Наконец, объявляется функция main(), которая вызывает метод print() объекта STDOUT, передав ему строку "Hello, world!\n" в качестве параметра.
- Ключевое слово export говорит о том, что имя функции не следует декорировать. Декорирование имен применяется для того, чтобы дать возможность перегружать функции с одинаковыми именами но разными списками параметров (или параметрами разных типов).
Теперь несколько слов о том, как такая программа будет запущена. В первую очередь стоит отметить, что нет никаких стандартов на имя функции main() или объекта STDOUT. На платформе Gide каждая программа является библиотекой, и порядок ее использования полностью определяется пользователем. В данном случае предполагается, что программа будет запускаться при помощи консольной команды gide.run, реализованной в модуле стандартной библиотеки. Эта команда определяет три глобальные переменные STDIN, STDOUT и STDERR, имеющие тип console_stream и запускает функцию main(), экспортируемую программой.
Если бы мы, скажем, писали бы программу, генерирующую текстуру — никакой функции main() в ней не было бы. Набор экспортируемых ей функций полностью определялся бы требованиями генератора текстур, которые описаны в соответствующей документации.
Более сложный пример
Вот более сложный пример, демонстрирующий использование переменных и циклов:
<source lang="kpp" line="1"> package sums; import std; export function void main() {
var ary = [ 1, 2, 3, 4 ]; var sums = new array; var int i; sums.push(ary[0]); for(i = 1; i < ary.size(); ++i) sums.push(sums[i-1] + ary[i]);
} </source>
Смысл этой программы понятен интуитивно: создается два массива — исходный (ary) и результирующий (sums), и затем массив sums заполняется суммами чисел из массива ary от 0 до текущего индекса i.
- 5-6
- Особое внимание в этом примере следует уделить объявлениям переменных. Мы видим, что объявляются два массива — ary и sums, причем в инструкции var их тип никак не указывается. В этом случае работает следующее правило: если при объявлении переменной ее тип не указан, то типом переменной становится тип результата инициализатора переменной, т.е. выражения, стоящего справа от отператора '='.
- Выражения, записанные в квадратных скобках через запятую — это встроенная в K++ конструкция, создающая объект, имеющий тип array (объявленный в стандартной библиотеке) и заполненный соответствующими значениями.
- Оператор new создает экземпляр произвольного класса — здесь мог бы стоять в том числе и пользовательский класс. В данном случае new создает экземпляр класса array.
- 7
- Здесь мы создаем переменную типа int. Когда тип указан в самой конструкции var — объект соответствующего класса создается автоматически. Таким образом, например, следующие объявления эквивалентны:
<source lang="kpp"> var sums = new array; var sums = [ ]; var array sums; </source>
или
<source lang="kpp"> var i = 0; var i = new int; var int i; </source>
Метод push() класса array добавляет элемент в конец массива; size() — возвращает количество элементов массива. Дальнейший код, думаю, объяснять не стоит.
Использование блоков
Подобно языку Ruby, в K++ реализован механизм передачи в качестве параметра функции некоторого связанного (с вызовом) блока кода. Функция затем может вызвать этот блок один или более раз, и воспользоваться результатом, который он возвращает.
Выглядит это следующим образом:
<source lang="kpp" line="1"> package block_demo; import std; external console_stream STDOUT;
function void times(int i, block b) {
var int n; for(n = 0; n < i; ++n) b(n);
}
export function void main() {
times(3) { |i| STDOUT.print((i as string) + " "); }; STDOUT.print("\n");
} </source>
Результат выполнения программы:
0 1 2
Данный пример также демонстрирует объявление параметров функции: это делается в стиле языка C. Впрочем, тип параметра функции можно опустить — в этом случае будет сгенерирован динамический код.
- 14
- В функции main() используется специальный синтаксис для вызова функции times(): тело блока идет сразу после оператора вызова функции. Такой синтаксис работает только в том случае, если параметр—блок объявлен последним.
Можно было бы переписать эту конструкцию так:
<source lang="kpp"> var b = { |i| STDOUT.print((i as string) + " "); }; times(3,b); </source>
Параметры блока могут быть перечислены между символами "|" через запятую. В данном случае блок принимает один параметр — номер итерации.
Расширение классов
Приведенный выше пример можно переписать следующим образом:
<source lang="kpp" line="1"> package extend_demo; import std; external console_stream STDOUT;
extend int {
public const function void times(block b) { var int n; for(n = 0; n < this; ++n) b(n); }
}
export function void main() {
3.times() { |i| STDOUT.print((i as string) + " "); }; STDOUT.print("\n");
} </source>
- 5
- Оператор extend расширяет функционал класса — в данном случае класса int. Его использование аналогично объявлению класса, но объявленные внутри поля, методы и операторы будут добавлены к уже существующему классу.
- Таким образом, к классу int, объявленному в стандартной библиотеке, добавляется метод times(), вызывающий связанный блок количество раз, равное текущему числу (не забываем: мы добавляем метод в класс int, который отвечает за хранение числа).
- 16
- После такого объявления, в функции main() мы используем уже метод times класса int: конструкция 3.times() означает создание объекта 3 класса int и вызов у этого объекта метода times().
Примечание: Расширение будет работать во всем модуле, а так же во всех модулях, которые импортируют данный модуль.