Введение, или краткий обзор — различия между версиями

Материал из Deeptown Manual
Перейти к: навигация, поиск
(minor updates)
 
Строка 3: Строка 3:
 
(Введение...)
 
(Введение...)
  
Smack-dab what I was looknig for-ty!
+
== Здравствуй, мир! ==
  
== Mr. Happy Man ==
+
Классический пример программы, выводящей строку "Hello, world!" на экран, на языке K++ выглядит следующим образом:
  
For six hours each day, Bermudas Johnny Barnes stands at a busy traffic intersection telling all who pass that he loves them. His delight and sincerity are infectious, and the people of the island love him back. His service is a simple reminder of the power of happiness and loving-kindness to change any day for the better
+
<source lang="kpp" line="1">
 +
package hello_world;
  
[[http://goodvillenews.com/Mr-Happy-Man-VDrbVr.html Mr. Happy Man]]
+
export function void main() {
 +
    print("Hello, world!\n");
 +
}
 +
</source>
  
[[http://goodvillenews.com/wk.html goodville news]]
 
  
== A Quick Guide To The Art of Listening ==
+
;1: Как уже [[Модули|отмечалось ранее]], в K++ любая программа или библиотека является модулем. Ключевое слово <tt>'''package'''</tt> используется для объявления имени модуля, в который должна быть скомпилирована программа.
  
The most basic of all human needs is the need to understand and be understood. The best way to understand people is to listen to them. Ralph Nichols
+
;3-5: Наконец, объявляется функция <tt>main()</tt>, которая вызывает системную функцию <tt>print()</tt> [[Стандартная библиотека Gide|стандартной библиотеки]], передав ей строку "Hello, world!\n" в качестве параметра. Пара символов <tt>'''\n'''</tt> является специальной последовательностью, которая в момент компиляции преобразуется в символ перевода строки.
  
[[http://goodvillenews.com/A-Quick-Guide-To-The-Art-of-Listening-ALkv60.html A Quick Guide To The Art of Listening]]
+
: Ключевое слово <tt>'''export'''</tt> говорит о том, что имя функции не следует декорировать. Декорирование имен применяется для того, чтобы дать возможность [[Функции#Перегрузка функций и операторов|перегружать функции]] с одинаковыми именами, но разными списками параметров (или параметрами разных типов), а так же для реализации [[Пространства имен|пространств имен]].
  
[[http://goodvillenews.com/wk.html goodville news]]
+
<!--
 +
Теперь несколько слов о том, как такая программа будет запущена. В первую очередь стоит отметить, что нет никаких стандартов на имя функции <tt>main()</tt> или объекта ''STDOUT''. На платформе Gide каждая программа является библиотекой, и порядок ее использования полностью определяется пользователем. В данном случае предполагается, что программа будет запускаться при помощи консольной команды '''gide.run''', реализованной в модуле стандартной библиотеки. Эта команда определяет три глобальные переменные ''STDIN'', ''STDOUT'' и ''STDERR'', имеющие тип <tt>console_stream</tt> и запускает функцию <tt>main()</tt>, экспортируемую программой.
  
== Journey to the End of the Earth ==
+
Если бы мы, скажем, писали программу, генерирующую текстуру — никакой функции <tt>main()</tt> в ней не было бы. Набор экспортируемых ей функций полностью определялся бы требованиями генератора текстур, которые описаны в соответствующей документации. -->
  
I realized quickly, after just having traveled to various villages in rural India, that distance is relative. Hailing from a city like San Francisco, going even a few hours outside of town is far but twelve hours outside of a major city? I half expected to run into another country.
+
== Более сложный пример ==
  
[[http://goodvillenews.com/Journey-to-the-End-of-the-Earth-tbNql3.html Journey to the End of the Earth]]
+
Вот более сложный пример, демонстрирующий использование переменных и циклов:
  
[[http://goodvillenews.com/wk.html goodville news]]
+
<source lang="kpp" line="1">
 +
package sums;
  
== 9 Essential Skills Kids Should Learn ==
+
export function void main() {
 +
    var ary = [ 1, 2, 3, 4 ];
 +
    var sums = new array;
 +
    var int i;
 +
    sums.push(ary[0]);
 +
    for (i = 1; i < ary.size(); ++i)
 +
        sums.push(sums[i-1] + ary[i]);
 +
}
 +
</source>
  
Kids in todays school system are not being prepared well for tomorrows world.As someone who went from the corporate world and then the government world to the ever-changing online world, I know how the world of yesterday is rapidly becoming irrelevant.  
+
Смысл этой программы понятен интуитивно: создается два массива — исходный (''ary'') и результирующий (''sums''), и затем массив ''sums'' заполняется суммами чисел из массива ''ary'' от 0 до текущего индекса i.
  
[[http://goodvillenews.com/9-Essential-Skills-Kids-Should-Learn-k87qsp.html 9 Essential Skills Kids Should Learn]]
+
;4-5: Особое внимание в этом примере следует уделить объявлениям переменных. Мы видим, что объявляются два [[Стандартные типы данных#Массивы|массива]] — ''ary'' и ''sums'',  причем в инструкции <tt>'''var'''</tt> их тип никак не указывается. В этом случае работает следующее правило: если при объявлении переменной ее тип не указан, то типом переменной становится тип результата инициализатора переменной, т.е. выражения, стоящего справа от оператора '<tt>=</tt>'.
  
[[http://goodvillenews.com/wk.html goodville news]]
+
:Выражения, записанные в квадратных скобках через запятую — это встроенная в K++ конструкция, создающая объект, имеющий тип <tt>[[Стандартные типы данных#Массивы|array]]</tt> (объявленный в [[Стандартная библиотека gide|стандартной библиотеке]]) и заполненный соответствующими значениями.
  
== Journey to the End of the Earth ==
+
:Оператор <tt>'''new'''</tt> создает экземпляр произвольного класса — здесь мог бы стоять, в том числе, и пользовательский класс. В данном случае <tt>'''new'''</tt> создает экземпляр класса <tt>[[Стандартные типы данных#Массивы|array]]</tt>.
  
I realized quickly, after just having traveled to various villages in rural India, that distance is relative. Hailing from a city like San Francisco, going even a few hours outside of town is far but twelve hours outside of a major city? I half expected to run into another country.
+
;6: Здесь мы создаем переменную типа <tt>[[Стандартные типы данных#Целые числа|int]]</tt>. Когда тип указан в самой конструкции <tt>'''var'''</tt> — объект соответствующего класса создается автоматически. Таким образом, например, следующие объявления эквивалентны:
  
[[http://goodvillenews.com/Journey-to-the-End-of-the-Earth-tbNql3.html Journey to the End of the Earth]]
+
<source lang="kpp">
 +
var sums = new array;
 +
var sums = [ ];
 +
var array sums;
 +
</source>
  
[[http://goodvillenews.com/wk.html goodville news]]
+
или
 +
 
 +
<source lang="kpp">
 +
var i = 0;
 +
var i = new int;
 +
var int i;
 +
</source>
 +
 
 +
Метод <tt>push()</tt> класса <tt>array</tt> добавляет элемент в конец массива; <tt>size()</tt> — возвращает количество элементов массива. Дальнейший код, думаю, объяснять не стоит.
 +
 
 +
== Использование блоков ==
 +
 
 +
Подобно языку Ruby, в K++ реализован механизм передачи в качестве параметра функции некоторого связанного (с вызовом) блока кода. Функция затем может вызвать этот блок один или более раз, и воспользоваться результатом, который он возвращает.
 +
 
 +
Выглядит это следующим образом:
 +
 
 +
<source lang="kpp" line="1">
 +
package block_demo;
 +
 
 +
function void times(int i, block b) {
 +
    for (var n = 0; n < i; n++)
 +
        b(n);
 +
}
 +
 
 +
export function void main() {
 +
    times(3) { |i| print((i as string) + " "); };
 +
    print("\n");
 +
}
 +
</source>
 +
 
 +
Результат выполнения программы:
 +
 
 +
0 1 2
 +
 
 +
Данный пример также демонстрирует объявление параметров функции: это делается в стиле языка C. Впрочем, тип параметра функции можно опустить — в этом случае будет сгенерирован [[Переменные#Динамическая типизация на примере Ruby|динамический код]].
 +
 
 +
;4: Обратите внимание на то, что управляющая переменная создается непосредственно по месту использования, то есть в [[Основные синтаксические конструкции#Цикл_for|цикле <tt>'''for'''</tt>]]. Такой подход является предпочтительным по сравнению с подходом, при котором управляющая переменная создается за пределами цикла. Почему это так, будет сказано в отдельном разделе, посвященном циклам.
 +
 
 +
;10:В функции <tt>main()</tt> используется специальный синтаксис для вызова функции <tt>times()</tt>: тело блока идет сразу после оператора вызова функции. Такой синтаксис работает только в том случае, если параметр—блок объявлен последним.
 +
 
 +
Можно было бы переписать эту конструкцию так:
 +
 
 +
<source lang="kpp">
 +
var b = { |i| print((i as string) + " "); };
 +
times(3,b);
 +
</source>
 +
 
 +
Параметры блока могут быть перечислены между символами "|" через запятую. В данном случае блок принимает один параметр — номер итерации.
 +
 
 +
== Расширение классов ==
 +
 
 +
Приведенный выше пример можно переписать следующим образом:
 +
 
 +
<source lang="kpp" line="1">
 +
package extend_demo;
 +
 
 +
extend int {
 +
    public const function void times(block b) {
 +
        for (var n = 0; n < this; n++)
 +
            b(n);
 +
    }
 +
}
 +
 
 +
export function void main() {
 +
    3.times() { |i| print((i as string) + " "); };
 +
    print("\n");
 +
}
 +
</source>
 +
 
 +
;3-8: Оператор <tt>'''extend'''</tt> расширяет функционал класса — в данном случае класса <tt>[[Стандартные типы данных#Целые числа|int]]</tt>. Его использование аналогично объявлению класса, но объявленные внутри поля, методы и операторы будут добавлены к уже существующему классу.
 +
 
 +
: Таким образом, к классу <tt>int</tt>, объявленному в стандартной библиотеке, добавляется метод <tt>times()</tt>, вызывающий связанный блок количество раз, равное текущему числу (не забываем: мы добавляем метод в класс <tt>int</tt>, который отвечает за хранение числа).
 +
 
 +
;11: После такого объявления, в функции <tt>main()</tt> мы используем уже метод <tt>times()</tt> класса <tt>int</tt>: конструкция <tt>3.times()</tt> означает создание объекта 3 класса <tt>int</tt> и вызов у этого объекта метода <tt>times()</tt>.
 +
 
 +
 
 +
'''Примечание:''' Расширение будет работать во всем модуле, а так же во всех модулях, которые импортируют данный модуль.

Текущая версия на 13:43, 13 июля 2013

Содержание


(Введение...)

[править] Здравствуй, мир!

Классический пример программы, выводящей строку "Hello, world!" на экран, на языке K++ выглядит следующим образом:

<source lang="kpp" line="1"> package hello_world;

export function void main() {

   print("Hello, world!\n");

} </source>


1
Как уже отмечалось ранее, в K++ любая программа или библиотека является модулем. Ключевое слово package используется для объявления имени модуля, в который должна быть скомпилирована программа.
3-5
Наконец, объявляется функция main(), которая вызывает системную функцию print() стандартной библиотеки, передав ей строку "Hello, world!\n" в качестве параметра. Пара символов \n является специальной последовательностью, которая в момент компиляции преобразуется в символ перевода строки.
Ключевое слово export говорит о том, что имя функции не следует декорировать. Декорирование имен применяется для того, чтобы дать возможность перегружать функции с одинаковыми именами, но разными списками параметров (или параметрами разных типов), а так же для реализации пространств имен.


[править] Более сложный пример

Вот более сложный пример, демонстрирующий использование переменных и циклов:

<source lang="kpp" line="1"> package sums;

export function void main() {

   var ary = [ 1, 2, 3, 4 ];
   var sums = new array;
   var int i;
   sums.push(ary[0]);
   for (i = 1; i < ary.size(); ++i)
       sums.push(sums[i-1] + ary[i]);

} </source>

Смысл этой программы понятен интуитивно: создается два массива — исходный (ary) и результирующий (sums), и затем массив sums заполняется суммами чисел из массива ary от 0 до текущего индекса i.

4-5
Особое внимание в этом примере следует уделить объявлениям переменных. Мы видим, что объявляются два массиваary и sums, причем в инструкции var их тип никак не указывается. В этом случае работает следующее правило: если при объявлении переменной ее тип не указан, то типом переменной становится тип результата инициализатора переменной, т.е. выражения, стоящего справа от оператора '='.
Выражения, записанные в квадратных скобках через запятую — это встроенная в K++ конструкция, создающая объект, имеющий тип array (объявленный в стандартной библиотеке) и заполненный соответствующими значениями.
Оператор new создает экземпляр произвольного класса — здесь мог бы стоять, в том числе, и пользовательский класс. В данном случае new создает экземпляр класса array.
6
Здесь мы создаем переменную типа int. Когда тип указан в самой конструкции var — объект соответствующего класса создается автоматически. Таким образом, например, следующие объявления эквивалентны:

<source lang="kpp"> var sums = new array; var sums = [ ]; var array sums; </source>

или

<source lang="kpp"> var i = 0; var i = new int; var int i; </source>

Метод push() класса array добавляет элемент в конец массива; size() — возвращает количество элементов массива. Дальнейший код, думаю, объяснять не стоит.

[править] Использование блоков

Подобно языку Ruby, в K++ реализован механизм передачи в качестве параметра функции некоторого связанного (с вызовом) блока кода. Функция затем может вызвать этот блок один или более раз, и воспользоваться результатом, который он возвращает.

Выглядит это следующим образом:

<source lang="kpp" line="1"> package block_demo;

function void times(int i, block b) {

   for (var n = 0; n < i; n++)
       b(n);

}

export function void main() {

   times(3) { |i| print((i as string) + " "); };
   print("\n");

} </source>

Результат выполнения программы:

0 1 2

Данный пример также демонстрирует объявление параметров функции: это делается в стиле языка C. Впрочем, тип параметра функции можно опустить — в этом случае будет сгенерирован динамический код.

4
Обратите внимание на то, что управляющая переменная создается непосредственно по месту использования, то есть в цикле for. Такой подход является предпочтительным по сравнению с подходом, при котором управляющая переменная создается за пределами цикла. Почему это так, будет сказано в отдельном разделе, посвященном циклам.
10
В функции main() используется специальный синтаксис для вызова функции times(): тело блока идет сразу после оператора вызова функции. Такой синтаксис работает только в том случае, если параметр—блок объявлен последним.

Можно было бы переписать эту конструкцию так:

<source lang="kpp"> var b = { |i| print((i as string) + " "); }; times(3,b); </source>

Параметры блока могут быть перечислены между символами "|" через запятую. В данном случае блок принимает один параметр — номер итерации.

[править] Расширение классов

Приведенный выше пример можно переписать следующим образом:

<source lang="kpp" line="1"> package extend_demo;

extend int {

   public const function void times(block b) {
       for (var n = 0; n < this; n++)
           b(n);
   }

}

export function void main() {

   3.times() { |i| print((i as string) + " "); };
   print("\n");

} </source>

3-8
Оператор extend расширяет функционал класса — в данном случае класса int. Его использование аналогично объявлению класса, но объявленные внутри поля, методы и операторы будут добавлены к уже существующему классу.
Таким образом, к классу int, объявленному в стандартной библиотеке, добавляется метод times(), вызывающий связанный блок количество раз, равное текущему числу (не забываем: мы добавляем метод в класс int, который отвечает за хранение числа).
11
После такого объявления, в функции main() мы используем уже метод times() класса int: конструкция 3.times() означает создание объекта 3 класса int и вызов у этого объекта метода times().


Примечание: Расширение будет работать во всем модуле, а так же во всех модулях, которые импортируют данный модуль.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
информация
документация
Инструменты